Всем привет! Давно не было обновлений в этой теме, уже больше года прошло. Но всё это время проект был не заброшен. Самые главное обновление: наконец-то есть графический интерфейс! Также, если на компе есть видеокарта от Nvdia и установлена CUDA, то можно включить GPU-ускорение. Оно может дать некислую прибавку в скорости работы.
https://github.com/astrowander/acmb/releases/tag/v1.0.0.4-alphaНемного о том, как пользоваться программой в её новом виде. Вкратце - принцип работы похож на Excel, только в ячейках таблицы находятся не числа и формулы, а изображения и инструменты по их обработке. Каждый инструмент может либо читать (импортировать) изображения с диска, либо как-то их обрабатывать. Результат своих вычислений он может передать ячейку справа или внизу от себя. Также можно сохранить результат на диск, в этом случае дальше ничего не передаётся.
Когда вы откроете программу, вы увидите пустую таблицу и ряд кнопок над ней. Чтобы познакомиться с приложением, рассмотрим в качестве примера типичную задачу по астрофотографии. Допустим, что мы хотим сложить набор снимков одной сцены звёздного неба в единое изображение, оптимизировать его для показа на экране с разрешением 4K и сохранить в формате JPEG. Исходные кадры сняты фотоаппаратом Canon в формате CR2.
Импортирование изображенийОсновные кадры, на которых запечатлены, собственно, звёзды - это так называемые светлые кадры. Импортируем их в первую очередь. Для этого выделите ячейку A2 и нажмите на кнопку
Import. В ячейке появится инструмент
Import Images. В нём необходимо нажать кнопку
Select Images и выбрать ваши светлые кадры.
Вычитание темнового кадраТак как каждый светлый кадр кроме полезной информации содержит шумы светочувствительного элемента, рекомендуется снять тёмный кадр с той же экспозицией и вычесть его из светлого кадра. Выделите стрелками на клавиатуре или щелчком мыши правую соседнюю ячейку B2 и добавьте в неё инструмент
Dark Frame. Обратите внимание, что ячейки A2 и B2 соединены тремя стрелками. Это означает, что кадры между ними передаются в пакетном режиме, один за другим.
Этому инструменту требуется и темновой кадр, который мы будем вычитать из светлых. Так как ячейка слева уже занята, поместим его в ячейку сверху. Чтобы свести к минимуму случайные колебания, рекомендуется суммировать несколько темновых кадров. Добавьте в ячейку B1 инструмент
Import Images и загрузите серию темновых кадров. Щёлкните двойным кликом по стрелкам, соединяющим ячейки B1 и B2. Теперь они соединены тремя сходящимися линиями. Это означает, что изображения из верхней ячейки будут просуммированы, прежде чем попадут в нижнюю ячейку.
Коррекция плоского поляИз-за оптических недостатков объектива на фотографиях часто встречается виньетирование или неравномерное распределение яркости. Чтобы компенсировать этот эффект, нужно сфотографировать равномерно освещенное поле и увеличить яркость светлого кадра, там, где плоский кадр темнее.
Иными словами, мы должны поделить светлый кадр на плоское поле. Для этого поместите в ячейку C2 инструмент
Flat Field. По аналогии с предыдущим инструментом в ячейку C1 необходимо загрузить серию флэтов с помощью инструмента
Import Images и указать, что их нужно суммировать при помощи двойного клика по стрелкам.
Суммирование изображенийПосле того как светлые кадры откалиброваны с помощью темновых и плоских кадров, мы можем сложить их в одно изображение. Для этого поместим в ячейку D2 инструмент
Stacker. По умолчанию в нём указан режим сложения
"Light Frames". Это означает, что программа будет искать звёзды на светлых кадрах, совмещать их друг с другом так, чтобы звёзды совпали и только после этого суммировать значения пикселей. Второй режим
"Dark/Flat Frames" означает, что кадры будут складываться без выравнивания, но нам нужен именно первый режим.
Изменение размераРазмер сенсора камеры имеет соотношение сторон 3:2, а мы хотим подготовить кадр для демонстрации на экране 4K разрешением 3840x2160 пикселей. Нужно изменить размер изображения до необходимой ширины. Для этого поместите в ячейку E2 инструмент
Resize и укажите в полях Width и Height значения 3840 и 2560 соответственно. Такие параметры сохранят соотношение сторон исходных кадров.
КадрированиеЧтобы изображение поместилось на экран полностью, нужно его кадрировать. Добавьте инструмент
Crop в ячейку F2 и укажите следующие параметры: Left = 0, Top = 200, Width = 3840, Height = 2160.
Изменение глубины цветаТак как мы работаем с кадрами в формате RAW, наше итоговое изображение имеет глубину цвета в 16 бит на пиксель. Его вначале нужно преобразовать к глубине цвета 8 бит на пиксель, потому что JPEG не поддерживает большую глубину цвета. Добавьте инструмент
Converter в ячейку G2 и выберите в нём формат RGB24.
Экспортирование результатаТеперь мы можем сохранить результат всех вычислений на диск. Поместите инструмент
Export в ячейку H2. Нажмите кнопку
Select File и укажите файл с расширением JPEG, куда вы желаете сохранить результат работы.
Запуск вычисленийТеперь, когда схема готова, можно запустить вычисления. Нажмите кнопку
Run и дождитесь сообщения об окончании процесса. Обратите внимание, что для сохранения целостности данных на время вычислений весь интерфейс блокируется.
Сохранение и загрузка проектаЧтобы не создавать схему каждый раз с нуля, её можно сохранить на диск при помощи кнопки
Save и потом загрузить с помощью кнопки
Open. Во встроенном каталоге presets, который открывается первым, находятся три готовые схемы: lights.acmb, lights&darks.acmb и lights&darks&flats.acmb для наиболее распространённых сценариев обработки астрофотографий.
Использование графического процессораЕсли в вашем компьютере установлен графический адаптер Nvidia с поддержкой технологии CUDA вы можете включить её, отметив соответствующую галочку. Это может существенно ускорить работу acmb.