Я опубликовал эти заметки у себя в блоге в виде двух заметок - от 24 января и 4 февраля этого года. Тем, кто читает мой блог всё это известно и данный пост я адресую тем, кто читает этот форум и использует Stellarium, но не читал мой блог.Stellarium 0.11.2: На пути к релизуЯ довольно давно не писал ничего о развитии Stellarium'а и у многих вполне обоснованно может сложиться впечатление, что он не развивается. Поверьте мне — это не так. Выход версии 0.11.2 мы планировали еще в январе, но... он задерживается. Задерживается он по объективным и субъективным причинам. С предыдущей версии было выявлено довольно много ошибок — как довольно серьёзных, так и незначительных — и к версии 0.11.2 мы планировали закрыть порядка 50 из них. На текущий момент мы смогли закрыть 39 ошибок. К сожалению, открытыми всё ещё остаются несколько очень важных ошибок. Мы работаем над их решением, но... активной и регулярной разработкой за последние полгода занимаются только два человека — я и Богдан Маринов (
Bogdan Marinov) и нас не хватает на всё.
Грядущая версия 0.11.2 как и 0.11.1 будет носить большей частью характер корректирующего выпуска, однако мы провели довольно большую работу по модернизации системы плагинов Stellarium'а — теперь они все локализованы. Кстати говоря, несколько ошибок было обнаружено в процессе работы по добавлению возможности локализации плагинов и расширению их функционала.
Некоторые изменения претерпел и плагин «Спутники» (Satellites) — мы обновили формат хранения списка ИСЗ в котором исключили неоднозначности, возникающие из-за особенностей именования остатков ракет-носителей, волей случая болтающихся на орбите. Многим понравится в этом плагине возможность самостоятельного добавления и удаления спутников из списка. Кроме того, в список планов по дальнейшему развитию этого плагина добавился пункт по предоставлению пользователям большей свободы действий в плане его настройки — дать возможность менять цвета спутников, добавлять им описания или комментарии.
Некоторые изменения претерпел и другой популярный плагин — «Окуляры» (Oculars) — у него добавился графический интерфейс управления и он несколько расширился в плане функционала.
Кроме того, добавился ещё один новый плагин — Квазары — который показывает подмножество довольно ярких — до 16
m — квазаров. Уже после слияния плагина и основной ветки разработки я заметил одну довольно неприятную вещь — часть квазаров оказалась записана в имеющихся каталогах как звёзды и теперь некоторый набор светил «двоится». Самая большая неприятность в этом заключается в том, что координаты объекта из звёздного каталога (который создавался несколько лет назад) и каталога квазаров и активных ядер галактик (который создавался в прошлом году) немного несовпадают — именно из-за этого и «двоятся» светила.
Причины такого несовпадения я затрудняюсь полностью объяснить, но очень похоже на то, что в звёздном каталоге ошибка измерений выше, чем в каталоге квазаров. Или же ошибка получилась в результате некорректного пересчёта положения звёзд из-за их собственного движения. Как бы то ни было, мы имеем ошибку в координатах примерно в 1 угловую секунду.
Ещё одним новшеством является то, что теперь Stellarium будет показывать сетку галактических координат и линию плоскости Галактики. Кроме того, стараниями Георга Зотти (
Georg Zotti) Stellarium обзавелся ещё одной удивительной особенностью — теперь он моделирует эффект ослабления яркости небесных светил толщей атмосферы. Это означает, что одна и та же звезда близ горизонта и близ своей кульминации будет иметь разную яркость. Таким образом, наше искусственное небо ещё на шаг стало ближе к реальному.
В последних строках этой небольшой заметки мне хотелось бы горячо поблагодарить всех тех, кто помогает в развитии нашего планетария — переводчиков и тех, кто находит ошибки в работе Stellarium'а и помогает с их исправлением. Также мне хотелось бы обратиться с просьбой ко всем любителям астрономии, использующим наш планетарий, помочь нам в тестировании программы.